Путешествие по незнакомой России: жемчужина Русского Севера Тотьма

Мало кто знает, но в Вологодской области находится небольшой старинный город Тотьма, стоящий на реке Сухоне. Некогда Тотьма была крупным центром Русского Севера, где активно развивалось мореходство.

Автор: Анастасия Бурзак

Мало кто знает, но в Вологодской области находится небольшой старинный город Тотьма, стоящий на реке Сухоне. Это город, наполненный храмами, напоминающие корабли и хранящий свою древнюю историю. Некогда Тотьма была крупным центром Русского Севера, где активно развивалось мореходство. Да и на сегодняшний день, приехав в Тотьму, переживаешь красоту этой жемчужины Русского Севера, невольно ощущая тоску по ее ушедшему расцвету.

Город вырос из небольшого поселения, основным занятием жителей которого был солеварный промысел. Иван Грозный, подолгу живший в Вологде, посещал Тотьму, которая по свидетельствам того времени была довольно крупным укрепленным городом. С середины XVI века в связи с активной англо-голландской торговлей через Белое море, Сухону и Двину Тотьма, как и прочие северные города, расположенные на этом водном пути, оказалась втянутой в международную торговлю. Расцвет города пришелся на XVIII век, именно в это время зодчими создавались особенно значимые памятники тотемской архитектуры. Стиль, в котором возводились монументальные нарядные храмы вплоть до начала XIX века принято называть «тотемское провинциальное барокко». Храмы в таком стиле легко узнаются: это двухэтажные здания, напоминающие корабли, обильно декорированные, с устремленными вверх главами. Возможно, столь схожий с силуэтом корабля облик храмов глубоко связан с историей Тотьмы, которая еще и являлась крупным центром мореходства. Во второй половине XVIII века тотемские купцы снарядили около 20 экспедиций в Тихий океан. Самая южная точка «Русской Америки», крепость Форт-Росс была основана Иваном Кусковым, тотемским исследователем и мореходом. В ходе экспедиций с Американского континента тотемские купцы вывозили пушнину, на прибыль от продажи которой строились столь нетипичные для провинциального города величественные храмы.

Однако уже в конце XVIII века, с изменением торговых путей, хозяйственная жизнь города постепенно приходит в упадок.

Тотьма имеет удивительно богатое историко-архитектурное наследие. Как уже говорилось выше, силуэты церквей «тотемского барокко» схожи с очертаниями белых парусных кораблей, столь значимым символом для Тотьмы, отражающим жизненный уклад, связанный с мореходством, дальними экспедициями и пересечениями рек и океанов на быстрых кораблях.

Стройные вертикали церквей возвышаются над одноэтажной городской застройкой, являясь доминантой и задавая направления передвижения в городском пространстве.

Давайте взглянем на самые удивительные из образцов тотемского церковного зодчества!

Особенно замечательна Церковь Входа в Иерусалим (сейчас в здании расположен Музей мореходов), построенная в 1774-1794 на средства братьев Г. А. и П. А. Пановых, которые тогда руководили компанией по основанию «Русской Америки». Безусловно, мореходство не могло не повлиять на архитектурную форму храма. Эта церковь – яркий пример «тотемского барокко». Ось монументального здания устремлена вверх, высокую кровлю церкви венчают пять глав. Виртуозно выполнен декор церкви, особенно обращает на себя внимание извилистый рисунок из дуг картушей, расположенных на фасадах между ярусами окон. Слегка выступающие извивающиеся линии не нарушают целостный объем здания, а напротив, делают его формы воздушнее и легче. Игра линий и форм на стенах фасадов отсылает к пенящимся морским волнам – столь излюбленный барочный мотив, как нельзя уместный для архитектуры города мореходов.

Неподалеку от вышеописанной церкви находится Церковь Рождества Христова (1746—1748; 1786—1793; действующая). Она была построена в два этапа и являет собой пример раннего развития местного зодчества, сочетая в себе древнерусские формы с неярко выраженными барочными элементами. Для Тотьмы этот храм характерен, несмотря на свою необычность. Интересно трехъярусное завершение храма, подчеркивающее устремленность ввысь. Декор фасадов также развивает тему «вытянутости» форм: устремляются ввысь извилистые линии пышных картушей, вырисовывая фигуры пятиконечных звезд между вторым и третьим ярусами окон, а над верхним ярусом устремляются вверх.

Церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Христова

Тотемский провинциальный классицизм представлен в архитектуре Спасо-Суморина монастыря (основан в 1554), ансамбль которого располагается в нескольких километрах от города на мысу между речками Песья Деньга и Ковда. На сегодняшний день композиционным центром ансамбля является храм Вознесения Господня. Вероятно, зодчим этого храма в стиле зрелого классицизма был сын знаменитого М. Ф. Казакова В. М. Казаков. Собор монументален и величественен, очень эффектно смотрится со стороны реки.

Портик Вознесенского собора Спасо-Суморина монастыря
Портик Вознесенского собора Спасо-Суморина монастыря

Недаром Тотьму называют сокровищницей зодчества русской провинции XVIII века. Надо сказать, русский север полон удивительных открытий и видов. По дороге из Вологды в Тотьму встречается множество разрушенных в 1930-х церквей, которые стоят пустыми и заброшенными по сей день. На крышах многих из них уже растут кустарники, березы, ели... Эти земли некогда были процветающими и полными жизни. Но сегодня, еле проезжая по разваленным дорогам из Волгды в Тотьму, невольно задаешься вопросом: возможно ли вспомнить о своих корнях и обратить взор на культуру, которая вот-вот исчезнет и останется лишь воспоминанием?